Сульфитацией пластин автомобильных аккумуляторных батарей (АКБ), называется такой вид их неисправности, при котором поверхность пластин аккумулятора покрывается крупными кристаллами сернокислого свинца (сульфата свинца), напоминающим по виду белый налет. Эти кристаллы изолируют активное вещество платин от электролита, закупоривают поры, в результате чего емкость АКБ снижается, а сопротивление возрастает. Такая батарея заряжается быстро, то есть в ней быстро повышается напряжение, и повышается температура электролита, начинается бурное выделение газов, но, при этом, плотность электролита повышается незначительно. Если подключить к такому аккумулятору потребители электроэнергии, то он очень быстро разряжается ввиду малой емкости.
Сульфатация может возникать по разным причинам, основные из них, это длительное хранение АКБ в разряженном состоянии, разряд АКБ ниже 10,2В, низкая плотность электролита. Сульфатация пластин аккумулятора возрастает с понижением уровня электролита в банках, когда оголяется верхняя часть пластин. Также, процесс сульфатации усугубляет наличие в электролите различных примесей, особенно органических, завышенная по сравнению с нормой плотность электролита, повышенная температура электролита (например, в том случае, если аккумуляторы автомобильные сильно нагреваются от работающего двигателя автомобиля), короткое замыкание пластин, ускоренный саморазряд.
Чтобы предохранить аккумулятор от сульфатации, необходимо поддерживать его в заряженном состоянии, например, при длительном хранении, его нужно периодически подзаряжать небольшим током с помощью зарядного устройства. Чтобы не допустить саморазряда, нужно содержать аккумулятор в чистоте, особенно верхнюю крышку, где находятся выводные штыри, так как из-за загрязнений между штырями может начать протекать ток, быстро разряжающий аккумулятор.
К сожалению, сильно запущенный процесс сульфатации устранить невозможно – придется заменять аккумулятор новым. Но, небольшую сульфатацию устранить удается, путем проведения нескольких циклов заряда – разряда аккумулятора. Вначале аккумулятор подключают к зарядному устройству и полностью заряжают. Затем проверяют плотность электролита во всех банках с помощью ареометра (денсиметра), и, при необходимости доводят его до плотности 1,285 г/см2, доливая либо дистиллированную воду, если плотность нужно понизить, либо электролит, плотностью 1,4 г/см2, если плотность требуется повысить. После этого аккумулятор нужно разрядить силой тока около 4 -5 А (можно разряжать через лампу накаливания от фары автомобиля). Разряд АКБ прекращают, когда напряжение на клеммах снизится до 10,2В, при отключенном потребителе электроэнергии. Для устранения сульфатации, такие циклы заряда – разряда повторяют несколько раз.
Более застарелую сульфатацию можно попытаться устранить с помощью применения 10-процентного раствора сернокислого магния (MgSO4). Из банок АКБ сливается электролит, в банки заливается раствор сульфата магния, после чего аккумулятор заряжают и разряжают несколько раз. В результате этого сульфат свинца, а также иные производные химической реакции оседают и скапливаются на дне корпуса АКБ. Чтобы этот осадок не стал причиной короткого замыкания пластин, аккумулятор после проведения десульфатации нужно промыть дистиллированной водой, а затем налить в банки новый электролит, нормальной плотности. Эта процедура может продлить срок службы аккумулятора.
Источник: www.spbdrive.ru