Старые аккумуляторные батареи относятся к далеко не безопасным отходам, но и из них можно извлечь ценное сырье
Еще лет десять назад на опушке каждого мало-мальски посещаемого людьми придорожного лесного массива можно было увидеть выброшенную за ненадобностью аккумуляторную батарею (АКБ). Рядом зияли плеши в траве, выжженные вытекшим электролитом, а сам аккумулятор становился источником угрозы, причем не только для окружающей среды. Его могли найти дети и разобрать. Ситуация изменилась после того, как в 2009 году на крупнейшем предприятии по заготовке цветных металлов УП “Белцветмет” была введена в эксплуатацию линия по механической разделке отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом.
Токсичная начинка
АКБ содержат большое количество свинца — токсичного металла, который, попадая в организм, накапливается в костях и вызывает их разрушение. Кроме того, в аккумуляторных батареях находится так называемый электролит — чаще всего это раствор серной кислоты, который тоже довольно опасен.
“Путь очищения” для старой аккумуляторной батареи начинается на приемной площадке УП “Бел-цветмет” в поселке Гатово. После ее взвешивания бывший владелец получает от 80 до 100 тысяч рублей.
Вместе с начальником цеха по механической разделке лома отработанных аккумуляторных батарей Геннадием Вареником мы следуем за фронтальным погрузчиком, который увозит принятые батареи на склад. В просторном ангаре стоит кислый запах электролита. Он постепенно выделяется из сложенных в штабеля АКБ.
И аккумулятор превращается в...
Один за другим аккумуляторы поступают на конвейер, где проходят под рамкой металлодетектора и падают в бункер дробилки. Секунда — и “кирпич” батареи превращается в мелкозернистый “фарш” из пластика, свинца и свинцовой пасты, круто “замешенный” на растворе серной кислоты. Далее все эти фракции будут проходить через систему вибрирующих сит и “ванн”, где за счет разницы в плотности разделятся и упадут в разные контейнеры.
— Процесс разбора батарей у нас полностью автоматизирован, — поясняет Геннадий Вареник. — Свинец и содержащая этот металл паста уйдут на переработку, пластик тоже не залежится. А вот с ядовитым электролитом сложнее.
Однако и с кислотой на предприятии справляются успешно. Путем цикла очистки, перегонки, добавления реактивов электролит превращается в обыкновенную воду, которая поступает обратно в технологическую цепочку по разделке АКБ.
— Для соблюдения технологии нам необходим электролит. Если его в процессе не хватает, приходится доливать раствор, — говорит начальник цеха. — Поэтому очень важно, чтобы нам привозили аккумуляторы в собранном виде, вместе с этой жидкостью. Да и меньше вреда окружающей среде будет причиняться.
Проектные мощности линии, установленной на УП “Белцветмет”, рассчитаны на переработку всего объема лома отработанных батарей, образующихся в Беларуси, — до 12 тысяч тонн. Но пока эта линия работает не в полную силу. Так что у автомобилистов есть возможность не только обеспечить УП “Белцветмет” ценным сырьем и получить выгоду для себя, но и оградить природу от пагубного воздействия бесхозных аккумуляторов.