Троллейбус без проводов

30.04.2013

12163.JPGВ настоящее время основной пассажиропоток (65 %) приходится на автобусы, а электротранспорт обслуживает 35% владимирцев и гостей города. Часть пассажиров «вернулась» на троллейбус при очередном повышении тарифов, когда разница в цене билетов составила 2 рубля. Недавно в областном центре возникла обеспокоенность, не уйдет ли самая крупная автобусная компания в другие города в связи со скандалом на таможне по ввозу разобранных на детали машин по заниженным пошлинам. Перспективы развития ОАО «Владпассажиртранс» обсудили члены комитета горсовета по экономической политике на открытом заседании в троллейбусном депо в Ново-Ямском переулке.

Принявший участие в разговоре глава города Сергей Сахаров напрямую задал вопрос генеральному директору предприятия Павлу Левину, справится ли Владпассажиртранс с обслуживанием населения в случае, если из города уедет большинство автобусов. На что руководитель предприятия ответил, что все зависит от терпеливости владимирцев: будут ли пассажиры согласны ждать на остановке нужный номер маршрута не минуту - две, как сейчас, а пять - семь минут. «Ведь в других городах транспорт так часто не ездит, а у нас дело доходит до анекдота. Мне звонят и жалуются: «Я уже три минуты троллейбуса жду».

Критическая ситуация с автобусами возникла как раз в то время, когда у троллейбусного предприятия открываются перспективы совершить колоссальный рывок в развитии, войдя в городскую программу энергосбережения и расширив географию движения за счет модернизации своих технологических систем. Оборудование электронного слежения с обратной связью позволяет через центральную диспетчерскую получать оперативную информацию о каждом рейсе, об авариях и пробках, быстро оценивать ситуацию и перенаправлять машины, в случае необходимости, в объезд или на другие линии. После внедрения централизованной связи Владпассажиртранс ощутимо снизил потери в выручке из-за обрывов линий, заторов, аварий. «Экономический эффект по навигации неоценим - за счет надежного инструмента регулирования движения мы смогли предотвратить потери до 30 % сборов», - отметил П.Левин.

Самая грандиозная модернизация касается непосредственно троллейбусов: машины, запитанные через токоприемники, предполагается заменить на автономные беспроводные на литий-ионных батареях. Сейчас у предприятия уже есть две машины нового поколения: один троллейбус по последнему слову техники был приобретен, другой переоборудован из обычного.
Когда троллейбус на батареях идет под контактной сетью, аккумуляторы заряжаются. При въезде на дорогу без контактной сети токоприемники опускаются, и он едет на батареях. При торможении электроэнергия не расходуется, а накапливается.

В зависимости от конструкции, троллейбус может проехать без проводов от одного километра до 20-30 км. За счет новых машин пойдет мощное развитие маршрутной сети. Троллейбусы на батареях смогут возить пассажиров в отдаленные городские территории, где не проложены контактные сети - в Заклязьменский район, в Юрьевец. Электротранспортом реально охватить и такие «белые пятна» в городе, как Октябрьский проспект, улицу Комиссарова, «Глобус» и т. д. Модернизация подвижного состава позволит предприятию сэкономить порядка 20 млн руб. в год. Покупка нового троллейбуса обойдется в 8 млн руб, модернизация старого - в 2 млн руб, полная программа модернизации машин составит порядка 70 млн руб. Таким образом, программа окупится в течение трех с половиной лет.

Еще один шаг в сторону развития - модернизация контактной сети. Старые стрелки поворота замедляют движение троллейбусов, с проводов часто слетают токоприемники. Замена стрелок на новые позволит существенно поднять скорость движения и устранить сброс токоприемников. На эту программу необходимо 45 млн руб, а потенциальная экономия составит 30 млн руб. в год. Срок окупаемости затрат - полтора года. В планах П.Левина - установить новые стрелки для поворота маршрутов в новых направлениях - от Дома офицеров на Гагарина, с ул. Горького на Октябрьский пр. и на ул.Мира, возобновить разворотное кольцо у Золотых ворот и т. д.

Все эти мероприятия позволят троллейбусному предприятию повысить свою конкурентоспособность и улучшить показатели экономической деятельности. Полностью уйти от муниципальной поддержки ОАО не удастся, поскольку треть перевозимых троллейбусами пассажиров - льготники. Тем не менее в течение трех последних лет дотации из городского бюджета предприятию снижаются. В 2011 г. город направил на счета ОАО 80 млн.руб, в 2012 - 40, на этот год запланирована сумма в 15 млн.руб. «Этих денег явно не хватит, мы рассчитывали на взыскание средств из Минфина, но эти поступления оказались нереальными», - пояснил П.Левин. В последнее время Владпассажиртранс стал предъявлять иски в суд за выручку, недополученную из-за аварий на дороге, а также за сбитые столбы контактных проводов.
П.Левин задумал еще один проект по привлечению большего числа пассажиров на троллейбус в летнее время, за счет снижения на этот период стоимости проезда до 12 руб. (разумеется, с одобрения горсовета). Остается решить вопрос, где взять деньги на новые программы модернизации. Глава города Сергей Сахаров вынес «вердикт»: «Мы пришли не за тем, чтобы дать денег, а чтобы помочь их сэкономить. У предприятия есть колоссальные ресурсы по экономии электроэнергии и развитию. Мы убедились, что Владпассажиртранс не позволит парализовать перевозку пассажиров автобусам. Предприятию нужна четкая программа модернизации по всем направлениям. Город пока не может дать Владпассажиртрансу такие суммы денег, но при быстрой окупаемости вложений ОАО может обратиться за кредитами в комбанки, и город возьмется стать поручителем. Сейчас вырисовывается уникальная возможность сдвинуть с мертвой точки электротранспорт».

В ближайшие 3 - 4 месяца депутаты горсовета рассмотрят программу модернизации предприятия, и уже со следующего года может начаться реализация проектов. С.Сахаров вместе с депутатами и журналистами опробовали ход нового автономного троллейбуса. «Я в детстве, юности и частично во взрослой жизни ездил на троллейбусах. Дизайн изменился, но диаметр поручней все тот же», - оценил короткую поездку глава города.

Источник: www.molva33.ru

 

к списку