Электрокары заряжают популярностью

16.04.2013

16.08.2013(2).jpgРоссийские эксперты и участники авторынка поделились прогнозами развития электротранспорта в России и обсудили сопутствующие проблемы.

Причин тому несколько – в мире растет популярность электрокаров, а Россия отстает по развитию электротранспорта. Исследовательская компания "Pike Research" в 2011 году опубликовала прогноз по развитию рынка электрокаров. Будет развиваться инфраструктура – зарядка и сервис, появятся новые аккумуляторы, что увеличит продажи и общее количество электрокаров в мире с 479 тысяч в 2011 году до 695 тысяч в 2017 году. Темпы роста электрокаров будут вдвое больше, чем темпы продаж общего рынка легковых автомобилей. По оценке "Roland Berger Strategy Consultants", продажи электрокаров в 2012 году удвоились в мире по сравнению с 2011 годом до 120 тысяч единиц. Поэтому более реалистична оценка у Международного энергетического агентства (МЭА): количество электрокаров в мире к 2014 году превысит 1 миллион, а затем будет удваиваться каждые два года.

Основной вклад в стоимость электрокара дает батарея. Консалтинговое агентство "McKinsey" прогнозирует, что стоимость аккумуляторов к 2015 году снизится на 30%, а емкость батареи вырастет на 80%. К 2020 году стоимость батареи упадет на 45% по сравнению с 2012 годом.

Как ни странно, очень хорошо развит электротранспорт в Китае, на втором месте по количеству зарядных станций – США, далее – Япония, Европа. Член правления ОАО "ФСК ЕЭС" Роман Бердников отмечает, что развитие электротранспорта в России отстает на 3-4 года от других стран. Россия – единственная страна, которая не оказывает господдержки развитию этого направления. Более того, установлены высокие заградительные пошлины для импортных электрокаров (цены на электрокар "Mitsubishi i-MiEV" – от 1,8 млн рублей), а отечественные электрокары технологически сильно проигрывают иностранным.

Поэтому организовать бизнес по аренде, продажам или обслуживанию электрокаров в нашей стране будет непросто. Максим Осорин, гендиректор ООО "Револьта" (первая в России компания по развитию сети зарядок для электрокаров), признает, что на первом этапе предполагается 2 пути распространения электрокаров – только общественный транспорт и корпоративный (в т.ч. аренда, лизинг). Корпоративный электротранспорт может окупиться за пару лет уже сейчас: компании покупают электрокары для своих целей – пассажирских или грузовых перевозок. Первый опыт в Москве показывает, что в этом случае зарядные станции загружены на 50% и более-менее выгодны. При этом грузовые электрокары могут работать круглосуточно и окупаются быстрей. Общественный транспорт требует инновационных экспресс-зарядок на пути маршрута, в т.ч. беспроводных (индукционных), чтобы электробус смог как автобус почти беспрерывно отъездить за смену 200 км. Для курортных городов эти затраты могут быть оправданы – тяжелые дизельные выхлопы автобусов в 30-35 градусную жару перегружают экологию курорта и электробусы могут улучшить имидж таких городов.

Строить зарядки для частных электрокаров сейчас невыгодно, пока электрокары не станут массовыми, отмечает Максим Осорин. В Москве зарядные станции для частного транспорта загружены на 2-3%, что делает их убыточными. Как считают эксперты, чтобы сделать массовыми электрокары в России необходимо ряд мер: как в Калифорнии, например, давать преимущества для электрокаров – они даже только с одним водителем имеют право двигаться по скоростной полосе "carpool lanes", которая изначально предназначена для машин с количеством пассажиров более 2-х. Также в Калифорнии действует налоговая скидка в $1.500 при покупке нового электрокара.

Правительство РФ и мэрия столицы в ближайшее время примут решение по всем подобным предложениям: предлагается на первом этапе в Москве разрешить электрокарам двигаться по полосам для общественного транспорта и бесплатно парковаться. Также разрабатываются меры господдержки – налоговые скидки при страховании и покупке, освобождение от транспортного налога, льготы для аренды участков под строительство зарядных станций, льготы при их присоединении с электросети, которое известно своей дороговизной для компаний и бизнесменов.

В целом программа развития электротранспорта в России разработана и состоит из 3-х этапов: 1. 2013-2014 г.г. – разработка нормативно-правовых актов, упрощающих строительство зарядных станций, эксплуатацию их и электрокаров, в т.ч. необходимо выбрать один стандарт зарядного устройства; внедрение пилотных проектов в разных регионах. 2. 2014-2015 г.г. – активное строительство сети зарядок в разных регионах и внедрение электротранспорта. 3. С 2015 года планируется массовое строительство сети зарядок и рост массовых продаж электрокаров.

В России к 2020 году по прогнозу "ФСК ЕЭС" будет 50.000 электрокаров по базовому сценарию, или 110.000 – при условии предоставления льгот (при покупке, налоговых, страхования и т.д.). Для сравнения – сейчас в Москве и области эксплуатируется менее 1.000 электрокаров, в т.ч. около 200 – у частных автовладельцев. Второй регион, который развивает электротранспорт, - Ставрополье получит в 2013 году около 25 отечественных электрокаров.

С другой стороны, как отмечает заместитель директора ОАО "МОЭСК" Денис Цыпулев, в России электрокары хорошо себя показали: компания эксплуатирует их в своем парке не первый год, и нареканий не было. Можно ездить круглые сутки даже при морозе, до минус 15-20 градусов нет разницы между электрокаром, стоявшим на улице, и выехавшем из теплого гаража. Важна культура вождения – если водитель имеет опыт, то экономия будет заметна. Электросеть Москвы уже сейчас может выдержать 1,2 млн электрокаров при условии их зарядки ночью. Заправку днем электросеть Москвы может обеспечить для 14.000 электрокаров при экспресс-зарядке и для 200.000 электрокаров при обычной зарядке.

Себестоимость ночной зарядки – 11 рублей за заряд электрокара на 150 км (ночью электроэнергия в разы дешевле). То есть выгода заметна по сравнению с машиной с обычным мотором, отмечает замдиректора "МОЭСК" (Московская объединенная электросетевая компания") Денис Цыпулев. Поэтому, если будет понятный и небольшой пакет разрешительной документации на открытие бизнеса по развитию электротранспорта, который можно получить быстро, а также быстро и недорого подсоединиться к электросети при строительстве зарядных станций, и при этом всем производителям предоставят право продавать электрокары в России без уплаты пошлин, которые значительно завышают их стоимость, то электрокары в России станут массовыми.

Источник: Клаксон.ру

 

к списку