Развитие «зеленых» технологий: зачем это нужно крупным IT-компаниям

07.07.2015

В последнее время IT-компании все больше интересуются зелеными технологиями, в частности зеленой энергетикой и прочими экологичными решениями в производстве.

Так, Apple недавно рассказала о расширении своих инициатив в сфере возобновляемой энергетики в Китае, Panasonic активно сотрудничает с Tesla для создания батарей к электрокарам. Какие интересные проекты предлагают технологические компании в мире и, главное, зачем они это делают?

142.jpgДля уменьшения вредных выбросов в окружающую среду компании стали переходить на модель передового производства, получившего термин advanced manufacturing. Для него характерно использование новых безопасных материалов и интеллектуальных систем, в частности, робототехники и беспроводных сенсорных сетей. В качестве примера можно привести набор взаимосвязанных беспроводных сенсоров и информационных систем, которые контролируют состояние объектов на предприятии: оборудования, конвейеров, сборочных аппаратов, реакторов.

«Подобные системы в режиме реального времени обрабатывают данные, полученные с датчиков, и взаимодействуют с управляющими элементами производства», — рассказал генеральный директор Ericsson в России Дмитрий Масельский. — Такая автоматизированная система реагирует на любые изменения показателей на предприятии, оповещает персонал об авариях и проблемных ситуациях, анализирует эффективность использования оборудования, оценивает уровень загрязнения окружающей среды и объемы производимых отходов».

Читайте: Александр Пилипенко: «Киевскую ГЭС можно заменить сотней ветряков»

Сегодня технологии могут служить не только интересам потребителя и корпораций, но и помочь в создании эффективных инструментов для защиты окружающей среды. Использование ИКТ-решений может сократить совокупный объем выбросов парниковых газов на 15 процентов до 2020 года, свидетельствуют данные прогноза Глобальной инициативы по устойчивому развитию электронной сферы (GeSI). Это в пять раз превышает объем выбросов, производимых ИКТ-сектором.

Таким ярким примером служит некоммерческая организация OCEARCH, которая занимается мониторингом поведения и защитой акул от вымирания в акваториях мира. Цифры говорят, что ежегодно в мире вымирает почти 100 миллионов акул, то есть свыше 250 тысяч акул в день. Чтобы исправить такую ситуацию, OCEARCH взяла на вооружение передовые технологии: с помощью цифровых передатчиков сотрудники организации могут следить за перемещением и поведением акул, установить причины вымирания и найти возможные решения. А всю собранную информацию желающие могут получить в открытом доступе через мобильное приложение. Таким образом исследователи привлекают внимание к проблемам животных. И, к счастью, это не единственный пример в мировой практике.

В Германии, Дании и Швеции также набирают популярность «активные» дома, работающие на возобновляемых источниках энергии и потребляющие меньше энергии, чем могут производить, рассказала Ольга Будник, директор по коммуникациям центра корпоративных инноваций Next Capital.

Читайте: В Голландии построят необычную ветряную супер-электростанцию (ФОТО)

«Архитекторы и строители все чаще выбирают сертификацию объектов по стандартам экологического строительства, американскому LEED, британскому BREAM или немецкому DGNB. Это значит, что здание изначально проектируется так, чтобы потреблять меньше энергии, а при строительстве производится минимум мусора», — говорит она.

Увеличение оборотов бизнеса, публичность и нарастание влияния бренда ставит такие компании перед определенной ответственностью не только перед своими клиентами, но и экологией. Однако стоит отметить, что показатель воздействие сектора ИКТ на окружающую среду является одним из самых низких в структуре мировой экономики — примерно 2 процента общих выбросов углекислого газа. Некий экологический аспект возник еще в 1990-е годы, когда IT-компании стали внедрять «зеленые» практики закупок из-за высокотоксичных элементов в оборудовании, рассказывает директор по развитии Экобюро GREENS Елена Смирнова. Это наиболее характерно для азиатских стран. Так например, крупная японская корпорация Panasonic реализует множество проектов в этом направлении. Самый ее крупный проект — умный город устойчивого развития Фуджисава, открывшийся в пригороде Токио в 2014 году. Он примечателен тем, что вмещает в себя 1000 домов, которые не выбрасывают CO2.

Большая часть электричества, потребляемого городом, в нем же и производится — с помощью солнечных панелей или специального оборудования для выработки энергии из природного газа. Рациональное расходование энергии в умных домах обеспечивают системы SMARTHEMS. Кроме солнечных панелей, в каждом доме установлен аккумулятор, где накапливается избыток энергии, произведенной в светлое время суток, чтобы использовать ее ночью. Строительство умного города планируется полностью закончить к 2018 году.

Panasonic давно уделяет внимание природоохранным вопросам и имеет множество направлений бизнеса, связанных с энергетикой. Япония с ее географическими и природными особенностями (частые землетрясения, недостаток земельных ресурсов) очень озабочена снижением выбросов CO2 и сохранением ресурсов, сообщил гендиректор Panasonic Россия Дзюнити Судзуки. Компания планирует развивать «зеленые» начинания и за пределами Азии.

В США активной деятельностью в сфере зеленой энергетики занимается, конечно же, такие IT-гиганты, как Google и Apple. Но если технологические компании стараются фокусироваться на местных достижениях, то «яблочной» корпорации этого мало. В мае 2015 года Apple объявила о расширении своих инициатив в сфере возобновляемой энергетики и защиты окружающей среды в Китае, где, как известно, производится большая часть продукции корпорации. Американский гигант планирует создать в КНР более 400 000 гектаров экологично управляемых промышленно используемых лесов, которые обеспечат необходимый объем волокна для производства целлюлозы, бумаги и продуктов из древесины.

Apple гордится и тем, что к концу 2014 года обеспечила возобновляемой энергией все свои офисы, дата-центры и розничные магазины в США на 100 процентов. «Мы показали пример, сделав экологичными наши дата-центры, офисы и розничные магазины. Теперь мы готовы возглавить движение к снижению выбросов углекислого газа на производстве», — сказал Тим Кук, глава корпорации Apple.

Важной частью «зеленых» технологий является альтернативная энергетика. В первую очередь, это солнечная энергия. Один из заметных европейских проектов в этой области — мост Блэкфрайарз в Лондоне. Крупнейший в мире мост с «солнечной» крышей открылся в начале 2014 года. Он оборудован в общей сложности 4400 фотоэлектрическими панелями Panasonic HIT, пиковая мощность каждой из них составляет 250 ватт. Общая площадь — 19 685 квадратных футов. Ожидается, что панели будут ежегодно генерировать до 900 000 киловатт-часов. Благодаря этому планируется обеспечить 50 процентов от годовой потребности вокзала в электричестве, а также сократить выбросы СО2 на 563 тонны в год.

Тему солнечной энергии продолжает и швейцарский Solar Impulse 2 — это первый в мире пилотируемый самолет на солнечных батареях. В широкое освещение в СМИ он попал в марте 2015 года, когда отправился из Абу-Даби в кругосветное путешествие, призванное продемонстрировать возможности альтернативной энергетики. Правда, не обошлось без проблем: судно было вынуждено из-за неблагоприятных погодных условий совершить посадку в японском городе Нагое. Продолжительность путешествия по плану составит пять месяцев (из них в воздухе — 25 дней). За это время Solar Impulse 2 должен совершить не менее 12 посадок.

В прошлом году Apple начала строительство комплекса малых гидроэлектростанций в Прайнвилле (штат Орегон) и солнечной электростанции в Йерлингтоне (штат Невада). Они призваны обеспечить дата-центры компании энергией. В Китае у компании уже работает первая крупная солнечная электростанция.

Но специалисты отмечают, что в этом направлении стоит обратить внимание не только на деятельность Японии, США и Европы, но и на всесторонне развивающийся Китай. Так, здание-парус Pearl River Tower в Гуанчжоу уже прозвали самым «зеленым» небоскребом в мире.

«Представьте здание высотой 71 этаж, внутри которого спрятаны ветряные турбины, способные генерировать более 60 процентов энергии, необходимой для питания всего сооружения, — сообщил Максим Плосконосов, сооснователь компании LPgenerator. — Его уникальность состоит в особой конструкции фасада, который обладает способностью захватывать встречные потоки ветра и направлять их внутрь здания к турбинам ветряных генераторов. Эта система позволила архитекторам из Поднебесной максимально приблизиться к мечте о «нулевом» потреблении энергии традиционных источников питания».

Другим приверженцем альтернативной энергии является Tesla Motors, за которой стоит известный предприниматель Илон Маск (ему принадлежит также частная космическая корпорация Space X, которая стремится стать монополистом доступных коммерческих полетов в космос). В области «зеленых» технологий он представил публике аккумуляторную систему Tesla Energy, состоящую из «домашней» Powerwall и «промышленной», более мощной Powerpack. Powerwall предназначен для домашнего использования и питается от солнечных батарей или обычной электросети, позволяя сделать дом полностью автономным в плане энергоснабжения при отключении электричества.

Другая заметная область интересов Tesla — всем известные электрокары. Для популяризации своих экологичных машин компания подписала соглашение с японской Panasonic. В его рамках в Неваде (США) откроется завод Gigafactory по производству батарей. Новое предприятие призвано удешевить производство аккумуляторов повышенной емкости, а также обеспечить Tesla запасом батарей, необходимых для реализации глобального плана компании по популяризации электрокаров. Gigafactory будет производить аккумуляторные ячейки, модули и блоки для электромобилей Tesla и стационарных систем хранения. Планируется, что к 2020 году общая мощность произведенных ячеек достигнет 35 гигаватт-часов, батарей — 50 гигаватт-часов. По прогнозам Tesla, к 2020 году на Gigafactory будут работать около 6500 человек.

Но главный вопрос остается в том, зачем это нужно самим компаниям. Конечно, известные бренды, которые у всех на слуху, способствуют моде на экологическую ответственность, считают эксперты. «В крупных компаниях, таких как Apple, Panasonic, Tesla, работают визионеры, которые понимают, что яркие медийные проекты в сфере «зеленых» технологий помогают привлечь внимание к самим технологиям, сделать их более модными и привлекательными для остального рынка, что в итоге приведет к широкому распространению идеи «умного» производства», — сказала Ольга Будник.

«Зеленые» технологии — также способ заработать дополнительные очки. Как прокомментировал руководитель направления по решениям SAP в области устойчивого развития Олег Марочкин, энергоэффективные, экологически безопасные товары, предоставляемые потребителям, помогают IT-корпорациям меньше тратить на обслуживание таких устройств и заодно повышают лояльность к бренду: «Такой подход позволяет снизить издержки и производителя, и потребителя. Получается, что быть сторонником «зеленых» технологий не просто модно, но и выгодно».

Вторит ему и Максим Плосконосов. «Публичным компаниям здесь выгодно придерживаться «зеленого» курса и говорить о бережливом производстве, — сказал сооснователь компании LPgenerator. — Социальная ответственность бизнеса на Западе — не пустой звук, это реальный инструмент формирования лояльности собственного персонала, клиентов, партнеров и государства». IT-компании, как и любой бизнес, мыслит категорией прибыли, продолжает Плосконосов. «Ни для кого не секрет, что «зеленые» инициативы крупных компаний, особенно в части поиска альтернативных источников энергии, оправданы снижением расходов на энергообеспечение и в ряде случаев полной независимостью в потреблении ресурсов от поставщиков», — поясняет он. Так, в 2014 году «шоколадная» компания Mars наравне с IT-корпорациями представила рынку собственный план стратегического развития бизнеса, где отдельной строкой было прописан перевод на возобновляемые источники энергии 37 фабрик и порядка 70 собственных офисов по всему миру.

Между тем, в такие «зеленые» практики должны вовлекаться не только бизнес, но и сами потребители, говорит Дзюнити Судзуки. «Люди должны понимать, что вся эта история с сохранением энергии и снижением выбросов CO2 — это не просто слова. Важно видеть реальную экономическую выгоду в ежемесячных счетах за свет, тепло и прочее. Устанавливая экологичное оборудование у себя дома, вы должны понимать, когда оно окупится», — отмечает глава Panasonic в России. По его мнению, это займет некоторое время, но когда клиенты заметят экономическую выгоду, экологичный образ жизни станет доступен и развивающимся странам.

Источник: news.eizvestia.com

 

к списку