Китай - автомобили с альтернативными двигателями

15.06.2013

Журнал «ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ» совместно с руководителем Общественной Платы РФ, академиком Евгением Павловичем Велиховым, подготовили и провели слушания ОПРФ, посвященные электромобилям и проблемам их развития. Для слушаний была подготовлена справка о состоянии дел с электромобилем в Китайской Народной Республике, которую мы здесь публикуем

Специалисты Центра исследований проблем развития при Госсовете КНР провели анализ состояния и основных проблем развития производства автомобилей с альтернативными двигателями, который показал существенное отставание Китая от мировых лидеров как по уровню применяемых технологий, так и по наличию необходимой для производства современного автотранспорта инфраструктуры.

В области создания гибридных автомобилей (ГА) КНР по сравнению с западными странами находится в начале пути. К концу 2011 года их суммарное производство в Китае составило 16622 шт., в том числе автобусов — 6700 шт., легковых — 9722 шт. Для сравнения, в Японии выпуск таких машин достиг 1,5 млн., в США — 2,16 млн., в Европе — 450 тыс. единиц.

Одной из главных проблем национального производства ГА в Китае является отсутствие собственных эффективных технологий, позволяющих существенно снизить их себестоимость. На сегодняшний день в Китае только компании BYD Company Limited (BYD), First Automobile Works (FAW) и Zhejiang Geely Holding Group Co.,Ltd (Geely) выпускают легковые автомобили с гибридными двигателями и проводят собственные НИОКР. Национальные технологические решения, предлагаемые для монтажа на ГА, только начали приближаться к западным требованиям. Так, установка гибридных двигателей на китайских автомобилях позволяет снизить потребление топлива на 15-20%, в то время как для зарубежных аналогов этот показатель достигает — 30-40%.

На ГА F3DM компании BYD используется тяжелая батарея большей мощности, которой хватает только на 80 км пробега. Потребление топлива у данной машины с двигателем объемом 1,0 л сравнимо с затратами Тойоты Приус, изготовленной по технологии Plug-in с двигателем 1,8 л. При разработке ГА в Китае в основном используется последовательная схем подключения двигателя и накопителя к приводу, что отличается от ситуации на Западе, где в основном используются параллельная и параллельно-последовательная схемы подключения.

Компании Shenzhen Wiizhoulong Motors Group,Zhongtong Bus&Holding Co., Anhui Anicai Automobile Company, Dongfeng Motor Corporation (DFW), Beiging automobile works (BAW) и многие др. компании, выпускающие легковые автомобили, только приступили к работам по выпуску собственных ГА.

В то же время количество выпускаемых в КНР электромобилей растет быстрыми темпами. Так, к концу 2011 года их суммарное производство достигло 4 159 шт. Основными национальными производителями являются Chery Automobile Co., Ltd (Chery), Anhui Ankai Jianghuai Automobile Co. Ltd (JAC), Jianghan automobile, BYD, Anhui Anicai Automobile Company и Ninboshenma. В Китае пока не хватает производственных мощностей, чтобы угнаться за мировыми лидерами, однако уже в ближайшее время для сокращения отставания в этом сегменте КНР планирует заметно увеличить объемы инвестиций.

Следует отметить, что электромобили китайского производств имеют недостаточную надежность и мощность батарей, низкий коэффициент передачи энергии. В отличие от западных стран, которые используют литиево-манганатные батареи, Китай делает ставку на менее безопасные в эксплуатации литий-железо-сульфидные батареи.

В области технологий для производства автомобилей с приводом от топливных элементов Китай практически сравнялся с зарубежными компаниями, однако до настоящего времени отмечается отставание от конкурентов по таким ключевым показателям, как температура холодного запуска, долговечность себестоимость, давление водорода.

Одной из самых перспективных областей в современном автомобильном производстве Китая является выпуск аккумуляторных батарей, характеристики которых национальным компаниям удалось подтянуть до уровня западных конкурентов. Так, в настоящее время освоен выпуск никель-металло-гибридных и литиево-ионных батарей емкостью от 6 до 100 А-часов, что позволяет использовать их в автомобилях различных типов назначений. В 2010 году суммарная мощность произведенных батарей превысила 5 млн. кВт-часов, а инвестиции в производство составили 794 млн.долл.США. Вместе с тем основные проблемы для развития рынка электромобилей в Китае связаны с узким ассортиментом продукции, ориентированной в основном на бытовых потребителей, а также системой хранения энергии.

В ближайшие 3 года количество национальных производителей аккумуляторов может увеличиться вдвое. Однако отсталые технологии накопления энергии, хранения, высокая стоимость батарей, их небольшая долговечность и малая надежность не позволяют пока на равных конкурировать с западными производителями. Ситуацию также осложняет масштабное использование импортных материалов.

В целях дальнейшего стимулирования развития отрасли, а также снижения давления на окружающую среду с 2008 года КНР инициировала переход на более экологически чистый транспорт. В 2009 году стартовала программа «10 городов — 1000 авто», предполагающая, что в каждом из 10 выбранных городов будут использоваться автомобили на новых источниках энергии в сфере общественного транспорта, городского правительства, такси, почты и др. В 2012 году доля таких машин на рынке автомобилей ориентировочно составила 10%. В 2010 году к проекту присоединились еще 12 городов. К ноябрю 2011 года общее число городов достигло 25, включая Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, Чанчунь, Ханчжоу. По состоянию на начало 2012 года в них эксплуатировалось около 9000 ГА и чуть менее 3000 электромобилей, 7000 которых относятся к коммерческому транспорту, а остальные — легковые автомобили.

В целях популяризации авто с альтернативными двигателями правительство Китая выделяет субсидии покупателям на приобретение таких автомобилей, что в свою очередь стимулирует развитие данной облаете. Так отпускная цена автомобиля F3DM компании ВYD составляет 169,8 тыс. юаней (около 27 тыс. долл. США). После субсидирования цена снижается до 89,8 тыс. юаней. Аналогичные отчисления производит также муниципальные власти крупных китайских городов. Так, в городах Пекин, Шэньчжэнь, Ханчжоу дополнительные максимальные субсидии на приобретение электромобилей составляют до 60 тыс. юаней.

В целях поддержки частных покупателей электромобилей в КНР в мае 2010 года вышло «Уведомление о субсидировании автомобилей на новых источниках энергии для частных покупателей». Вслед за этим 6 демонстрационных городов один за другим опубликовали проекты комплексных мер по стимулированию и агитации частных покупателей. Анализ содержания мер поддержки по использованию электромобилей показал, что приоритет отдается увеличению субсидирования и созданию разветвленной инфраструктуры зарядных устройств.

В области субсидирования в Уведомлении отмечается, что финансовые органы должны предоставить разовые субсидии частным покупателям в этих 6 городах на покупку, регистрацию и использование пассажирских ГА с электрическим двигателем и электромобилей. Размеры субсидий определяются, исходя из следующих требований: для автомобилей на новых источниках энергии, удовлетворяющих условиям поддержки, выделяется 3000 юаней/КВт-час, включая максимальную выплату 50 тыс. юаней на каждый легковой электрический ГА и максимально 60 тыс. юаней на каждый легковой электромобиль. В то же время применяются и «Временные меры по управлению финансированием частных покупателей электромобилей». Правительство города Шэньчжэнь, в частности, к этим выплатам еще добавляет 30 тыс. юаней на каждый ГА и 60 тыс. юаней на каждый электромобиль, т.е. частный покупатель может получить максимальную субсидию в размере 120 тыс. юаней. В г.Ханчжоу предоставляются субсидии в размере 30 тыс. юаней на приобретение ГА и 60 тыс. юаней на электромобили. В случае обмена традиционных автомобилей на электромобили или ГА частному покупателю правительство г.Ханчжоу может еще предоставить финансовую помощь в размере 3 тыс. юаней. В итоге покупатели г.Ханчжоу могут получить денежную помощь на покупку ГА и электромобиля в размере 86 тыс. юаней и 126 тыс. юаней соответственно.

В целях стимулирования перехода на эксплуатацию электромобилей в городах правительство Китая выделяет значительные средства на расширение инфраструктуры общественных зарядных станций и оборудования для зарядки на стоянках. Так, в конце 2011 года в Пекине было поставлено 36 тыс. новых зарядных «столбов» и 100 станций, в Шанхае -25 тыс. «столбов» и 50 станций. В области создания инфраструктуры правительство г.Ханчжоу обнародовала «План строительства станций для зарядки электромобилей в г.Ханчжоу», в котором говорится, что уже установлено 147 установок зарядки на стоянках. В г.Шэньчжэне построено 5 общественных станций зарядки и планируется в течение года в жилых микрорайонах, на общественных стоянках и на стоянках в правительственных и промышленных районах установить 2329 установок для зарядки. В г.Хэфэй намерены построить 420 зарядных установок для легковых электромобилей. Кроме того, опубликованы проекты строительства станций и устройств для зарядки электромобилей в каждом городе Китая.

Китайские специалисты полагают, что комплексные меры по широкому внедрению автомобилей с альтернативными двигателями позволят снизить остроту экологической ситуации в крупных городах, в сжатые сроки наладить самостоятельный выпуск высококачественной электромобильной продукции, способной удовлетворить внутренние потребности, а также на равных конкурировать с изделиями ведущих мировых производителей на мировом рынке.

Источник: www.ecolife.ru

 

к списку