Эра сырья закончилась

25.11.2014

ris_2.jpgТойота заявила о поворотной точке в истории человечества

/Rusmet.ru, Ковшевный Виктор/ Ровно неделю назад, 17 ноября 2014 года, в мире произошли два события, которые показали, что Россия должна освободиться от иллюзии статуса энергетической сверхдержавы во что бы то ни стало и выбрать для себя другие ориентиры в бюджетной и промышленной политике.

Первое событие - пресс-конференция мирового автопроизводителя Тойота. «Будущее уже наступило, и оно называется «Mirai», - сказал глава Тойоты Акио Тойода. «Mirai» в переводе с японского означает «будущее». Тойота представила первый в мире серийный электромобиль Mirai на топливных элементах, позволяющих проехать на одной заправке 650 км. Электромобиль - это автомобиль, приводимый в движение электродвигателем с питанием от автономного источника тока. Обычно источником тока является аккумулятор или топливный элемент. В данном случае топливом служит водород. После соединения с воздухом происходит химическая реакция, в результате которой появляется электрический ток. Единственный отход от работы такого электромобиля - вода. Другие мировые лидеры Хонда, Даймлер и Хендэ в СМИ тут же заявили о том, что в ближайшее время тоже представят свои серийные модели.

Электромобиль Mirai

ris_1.jpgСимволично, что второе событие произошло в один и тот же день с первым. Иран и Венесуэла объявили, что комфортной ценой нефти должно быть $100 за баррель. К такому выводу пришли иранский министр нефти Биджан Намдар Зангене и глава внешнеполитического ведомства Венесуэлы Рафаэль Рамирес. При этом страны отметили манипулирование нефтяным рынком, о чем недавно говорил российский президент Владимир Путин.

Нужно перестать искать политику в снижении мировых цен на нефть. Политика естественно есть, но она связана не конкретно с Россией, а с глобальными технологическими изменениями в мире. Пора осознать, что эра углеводородов закончилась, она доживает на наших глазах последние дни. Оснований для роста цен на нефть просто не будет, и это связано будет совсем не с революционными технологиями по добыче сланцевой нефти, которые никак, кроме как варварскими по отношению к природе, назвать нельзя. Главная причина состоит в том, что основные потребители нефти - автомобили на двигателях внутреннего сгорания, будут вымирать, а их место займут электромобили.

Скептики могут сказать про отсутствие инфраструктуры заправок. Но в этом как раз весь смысл! В ситуации, когда в развитых странах «уже все построено», появляется направление, требующее больших вложений, и многие страны уже выделяют бюджеты: как на заправки для электромобилей на аккумуляторах, так и для электромобилей на топливных элементах. В числе лидеров по бюджетам: США, Япония, Китай, Бельгия, Великобритания и даже нефтяная Норвегия. С 2013 года общий объем государственных субсидий на строительство заправочных станций превысил 10 млрд.долларов США, к 2015 году субсидии вырастут в 2 раза.

Программы утилизации будут основным каналом сбыта


Мир достиг точки, когда мощности по производству обычных автомобилей значительно превосходят потенциальный спрос. ИТ-компании вместе с производителями компьютерной техники и смартфонов легко справились с такой проблемой: выпускается новое программное обеспечение, которое не работает с прошлыми моделями, или «старая» техника просто «тормозит», вынуждая потребителя покупать новый гаджет.

Электромобиль - отличная возможность заставить потребителя сменить свой нынешний автомобиль на «современный и экологичный». Какой придумать стимул для покупателей покупать новые электромашины, сделанные из стали «правильных» металлургов? Русмет уже писал о решении: экологами по заказу промышленников была разработана концепция «зеленой экономики», которая несет с собой «зеленые» автомобили, «зеленую» сталь и т.д. В программах и стратегиях устойчивого развития мировых автопроизводителей повторяются три буквы LCA (Life Cycle Assesment), объясняя, что таким образом они несут ответственность перед потребителями за качество материалов, используемых в автомобилях. Причина такой политики - привязка потребителя к себе: использовал металлоизделие - сдай его - получи скидку - возьми новое.

Сегодня для продвижения новинки покупатели Тойота Mirai будут получать от государства субсидию в размере от 13 тыс. долл. США, а значит заявленная цена 57500 долларов, будет, фактически, ниже 45000. Одновременно, в рекламных лозунгах Тойоты появились фразы: «Внеси свой вклад в историю - купи электромобиль! Подумай об экологии - никаких отходов, только чистая вода».

Производители выстраивают контроль над всем жизненным циклом, уделяя серьезное внимание работе с ломопереработчиками и утилизаторами. Программы утилизации станут базой для роста новой автомобильной промышленности.


Тойота Mirai

ris_2.jpgРасположение водородных топливных баков

ris_3.jpgРешение для России

Создание современной отрасли утилизации, способной переработать от 3 млн. автомобилей в год, потребует как вложения капитала в строительство новых мощностей, так и продолжения и развития программ утилизации в автопроме. Параллельно должна быть разработана и внедрена государственная программа поддержки российских производителей электромобилей. В СССР на АВТОВАЗе уже были хорошие разработки в этом направлении. Инженеры завода еще тогда сделали выводы, что будущее - за электромобилями на топливных элементах. Хотя не будем забывать и стремительно растущую компанию Tesla, делающую ставку на аккумуляторы. За ней следуют BMW, Audi, Mitsubishi, Seat...

Города, такие как Москва, дадут старт своим программам поддержки перехода жителей на электромобили, и эти программы будут очень популярны в народе: ведь более половины выбросов в городе формируется автотранспортом. Например, в Осло, столице Норвегии, уже действуют всевозможные льготы для владельцев электромобилей: например, они могут ездить по полосам для общественного транспорта и парковаться бесплатно.

С учетом перестройки производственных мощностей под электромобили, строительства инфраструктуры электрозаправок и заправок водородного топлива, мир, а затем и Россия выйдут на показатели 6% обновления парка автомобилей в год. Значит, уже к 2030 году, половина автопарка в развитых странах будет состоять их электромобилей, а еще через 10 лет - более 90%.


Решение для России

Создание современной отрасли утилизации, способной переработать от 3 млн. автомобилей в год, потребует как вложения капитала в строительство новых мощностей, так и продолжения и развития программ утилизации в автопроме. Параллельно должна быть разработана и внедрена государственная программа поддержки российских производителей электромобилей. В СССР на АВТОВАЗе уже были хорошие разработки в этом направлении. Инженеры завода еще тогда сделали выводы, что будущее - за электромобилями на топливных элементах. Хотя не будем забывать и стремительно растущую компанию Tesla, делающую ставку на аккумуляторы. За ней следуют BMW, Audi, Mitsubishi, Seat...

Города, такие как Москва, дадут старт своим программам поддержки перехода жителей на электромобили, и эти программы будут очень популярны в народе: ведь более половины выбросов в городе формируется автотранспортом. Например, в Осло, столице Норвегии, уже действуют всевозможные льготы для владельцев электромобилей: например, они могут ездить по полосам для общественного транспорта и парковаться бесплатно.

С учетом перестройки производственных мощностей под электромобили, строительства инфраструктуры электрозаправок и заправок водородного топлива, мир, а затем и Россия выйдут на показатели 6% обновления парка автомобилей в год. Значит, уже к 2030 году, половина автопарка в развитых странах будет состоять их электромобилей, а еще через 10 лет - более 90%.

ris._4.jpgИсточник: Презентация В.Ф.Цибульского, Советника Президента НИЦ «Курчатовский Институт»,
2011, конференция McCloskey и Rusmet

Там, где нефть стоит дешево, несомненно, останутся в большинстве машины на двигателях внутреннего сгорания. Однако, Россия к таким странам не относится, с учетом технологий добычи и высокой себестоимости, которые, в частности, и обуславливают нынешний рост цен на топливо на фоне падения биржевых цен на нефть. Спрос на нефть не упадет разом, но очевидно, что причин для роста спроса нет, а значит «комфортные 100 долларов» на долговременную перспективу - из области ненаучной фантастики.

Источник: www.rusmet.ru

 

к списку