Собственная электротяга или субсидирование автоимпорта?

16.01.2017

166036.jpg
Чтобы уменьшить загрязнение атмосферы в крупных городах, не превратиться в свалку подержанных автомобилей, не зависеть от импортных энергоносителей, которые преимущественно идут из страны-агрессора, пополняя его казну, Украине необходимо срочно принять программу создания и развития собственной индустрии электромобилей для массового потребителя. 

Все предпосылки для этого есть. Существует мало-мальски живой отечественный автопром, есть собственные заводы, производящие автомобили, создан прототип электромобиля, в данной сфере работает много специалистов, которые предлагают все новые и новые разработки. И, наконец, большая часть населения до сих пор остается "безлошадной". 

Движение сверху Отрадно, что и во власти начинают понимать необходимость перехода на экологический транспорт. Так, во время круглого стола, инициированного Мининфраструктуры в конце декабря, отмечалось, что для популяризации экотранспорта необходимо отменить НДС, акцизный и пенсионный сборы при регистрации электромобилей, а также субсидировать покупателей. Это поможет снизить стоимость электромобилей на 21,6%. 

Таким образом, к 2020 г. доля электромобилей должна вырасти до 15% в общем объеме продаж авто, заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян. Законодатели вполне могли бы поддержать отечественный автопром, приняв программу создания экологического украинского электромобиля на базе того же ЗАЗ или "Богдана". 

Для этого нужно обеспечить субсидирование производства и/или налоговые каникулы хотя бы на пять лет. Таким образом удалось бы снизить стоимость такого авто как минимум в два раза. Но пока в Верховной Раде появилась мысль пересадить депутатов на электрокары. Машины планируют покупать в три этапа, начиная с 2018 г. 

За первые два года планируется приобрести 10 машин, а в 2020–2021 гг. — 27. После этого начнется массовая закупка электромобилей для депутатов. Всего предварительно планируется приобрести 100 электрокаров Nissan Leaf на сумму в 81,5 млн грн. Напомним, что сегодня данная модель является одной из самых сравнительно "недорогих" — одна машинка стоит от 0,5 млн грн. 

Сейчас на балансе парламентской автобазы находится 172 транспортных средства, и ежегодно на ее функционирование тратится 50 млн грн, из которых третья часть идет на горюче-смазочные материалы, и значительная часть средств выбрасывается на ремонт и обслуживание авто. 

В то же время зарядка электромобилей практически ничего не стоит по сравнению с традиционным топливом. Для Nissan Leaf можно отталкиваться от цены 5 грн на 100 км. Да и обслуживание электромобиля обходится дешевле. Отечественная база Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, по данным ассоциации "Укравтопром", продажи новых автомобилей в 2016 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 41%. То есть даже после августовской либерализации импорта подержанных автомобилей потребители ориентируются на покупку новых авто. Конечно, больше всего покупают иномарки. 

По данным "Укравтопрома", лидирует Toyota с показателем 7 668 проданных авто за год, что на 56% больше, чем в 2015 г. На втором месте — Renault с результатом 6 389 авто, что на 52% больше, чем в 2015-м. Третье место у Volkswagen — 5 001 продажа (+117%). Но в десятку попал и ЗАЗ, которому удалось продать 2 758 автомобилей. "Запорожский автомобилестроительный завод" — единственное в Украине предприятие, обладающее полным циклом производства легковушек. При этом завод ориентируется на выпуск автомобилей класса C, т.е. недорогих моделей. 

Сегодня предприятие выпускает десяток различных моделей легковых автомобилей по цене от 180 тыс. грн, и за отправную точку для создания электромобиля можно взять любую из них. ЗАЗ сотрудничает с лидерами мирового автомобилестроения: Adam Opel, Daimler AG, GM DAT, ВАЗ, ТАТА, Сhery, КІА и вполне может договориться с китайскими производителями о поставках батарей и отдельных узлов до налаживания их производства на одном из заводов Украины.

 В то же время весной 2016 г. был представлен концепт первого украинского электромобиля Synchronous, разработанного компанией Electric Marathon International совместно с дизайнерским бюро SkyRye из Киева и инжиниринговой компанией Eco-Factor из Одессы. Зарядную станцию для модели специально разработала фирма E-Line из Днепра. Synchronous создавался в качестве городского такси, шаттла для отелей или экскурсионной машины. Корпус прототипа изготовлен из стеклопластика. Машина укомплектована камерой заднего вида, кондиционером с автономным питанием от солнечных батарей на крыше и мультимедийной системой. 

Салон рассчитан на шесть человек, водительская кабина отделена от пассажирского салона стеклянной перегородкой. Как видим, налицо наличие необходимой базы для налаживания производства электромобилей в Украине. Китайский опыт В качестве примера для подражания можно взять китайский опыт. Благодаря государственной поддержке КНР вышла в лидеры по производству электромобилей в мире. В 2016 г. было продано свыше 350 тыс. машин, а их общее число превысило 650 тыс., в то время как в США их насчитывается 560, а во всей Европе — 630 тыс. В Китае сегодня выпускается 70 моделей электрокаров, а на долю местных производителей приходится до 95% китайского рынка электромобилей. Популярностью у китайцев пользуются небольшие и недорогие модели c запасом хода без подзарядки от 150 до 260 км. С июля 2016 г. на электромобили в Китае стали пересаживать таксистов. 

А в августе компания BYD представила 26 моделей полностью электрифицированных мусоровозов. Ожидается, что к концу 2017 г. электрическими будут все мусоровозы в стране. Программа поддержки экологичных автомобилей в Китае действует с 2015 г., и сразу же за год продажи электромобилей и гибридных авто возросли вчетверо. В 2016 г. продажи выросли еще на 60%. При покупке гибридов и электромобилей китайцы получали правительственные субсидии в размере 100 тыс. юаней, но, правда, в январе бонусная система для покупателей будет частично ограничена. В бочке меда, как говорится, не обошлось без ложки дегтя. 

Государством были выявлены факты обмана со стороны некоторых компаний и манипуляции данными с целью получения государственных средств. Похожая программа действует и в Германии, где покупатели электромобилей получают премию в 4 тыс. евро, а гибридных авто — 3 тыс. Создать собственный электромобиль решили и в Беларуси, где разработкой займется Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук. Новый автомобиль будет построен на базе выпускаемого в Беларуси Geely SC7. Вместе с тем основные компоненты силовой установки, такие как мотор и батареи, будут разработаны силами местных специалистов. 

Выпуск планируется начать уже в этом году. А вот в Норвегии планируют принять законопроект, запрещающий использование в стране автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, начиная с 2025 г. Уже сегодня владельцы электрокаров освобождаются от налога на покупку и регистрацию, могут пользоваться бесплатной сетью зарядных станций, а также ездить по выделенным полосам для общественного транспорта и бесплатно парковаться. И это, заметьте, в стране, являющейся одним из крупнейших экспортеров газа и нефти. 

Правда, там думают об иссякающих запасах природного сырья и готовятся к переходу на электричество. А уж в Украине и сам Бог велел отказаться от нефти и газа как можно быстрее. Оба вида сырья поступают из России, даже если и через третьи страны. Поэтому вопрос стоит не только в экологической плоскости, но и в плоскости экономической безопасности.

Больше читайте здесь: gazeta.zn.ua

 

к списку